И снова Храм Петра и Павла.
Новый храм Петра и Павла.
09.12.2018
в храме Петра и Павла собрались
прихожане, что бы отметить 270 лет начала постройки первой Петропавловской
церкви в Шайтанке. Перед собравшимися выступила руководитель первоуральских
краеведов Н.М. Дёмина. Выступили три
автора брошюр про историю храма. Мне, не смотря на мою просьбу, слово не дали,
ссылаясь на отсутствие меня в протоколе.
Рассказывали
об истории храма, о священнике А.А. Топоркове.
Собравшиеся,
а это в основном были женщины, не заметили многие неточности и недоговорки в
сообщениях выступающих. Да, и откуда им
было знать, не изучающим историю города.
Так они не
заметили, что Н.М. Дёмина сообщила, что первая деревянная церковь была
построена на месте новой. А.А. Топорков в своей книге чётко написал, что новая
церковь была построена в 125-ти саженях на север от сгоревшей, а это, если быть
точным, в 265-ти метрах. Располагалась она на углу у площади Старотрубного
завода. После того, как она сгорела, на этом месте по православному обычаю был
поставлен памятный знак. Потом его снесли.
Вспоминая
отца Александра, не сказали по незнанию о том, что он был потомственным
священником. Его Отец, тоже Александр участвовал в освящении Знаменского храма
в Верхнем Тагиле в 1861-м году. Эти сведения я нашёл в краеведческом отделе библиотеки Белинского.
Собравшимся сообщили, что А.А. Топорков
окончил Пермскую духовную семинарию в 1875 году и сразу был назначен
настоятелем нашей церкви. Так написала в
предисловии к книге Топоркова А.А. зав отделом ГАСО О. Бухаркина. В Белинке я
нашёл книгу со всеми выпускниками Пермской
семинарии, где сказано, что Топорков А.А. окончил семинарию в 1870-м году в
возрасте 23 года.
После
окончания семинарии А.Топорков преподавал в Верхнем Тагиле, и только через пять
был направлен в Шайтанку, где и стал настоятелем церкви Петра и Павла.
В Шайтанке кроме преподавания в
церковно-приходской школе, был
законоучителем в Шайтанском женском училище, работал в Екатеринбургском отделе
императорского православного Палестинского общества, был членом церковного
братства Симеона Верхотурского, сотрудничал в губернском статистическом
комитете, был членом Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ), членами
которого были известные учёные Ферсман, Пржевальский.
Не упомянули о его наградах. За услуги по
духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества А.А. Топорков
в 1895-м году был удостоен Святейшим Синодом
награждения фиолетовой камилавкой. Были у него и другие награды:
Наперсный крест, орден Святой Анны третьей степени. Если учесть, что по
церковным правилам существует последовательность в награждениях по
возрастающей. То наверняка были у него и другие награды как-то набедренник, скуфья.
В своей книге «О Васильевско – Шайтанском
заводе отец Александр указал всех священников служивших в храме, начиная с
1752-го года по 1911-й, то есть до своей кончины. Пользуясь материалами
Областного архива и краеведческого отдела библиотеки Белинского, я отыскал всех
священников до 1930-го года. В
результате я составил таблицу служения всех священников церкви Петра и Павла с
1752-го по 1930-й год, на что ушло у меня довольно много времени. Все материалы
я передал служителям храма Петра и Павла.
В книге А.Топоркова «О Васильево – Шайтанском
заводе написано, что на территории храма,
у южного предела, похоронен
священник Иоанн (Ефимов). Отец Иоанн прослужил в храме с 1830-го по 1861-й год.
Награждён набедренником. Более точных координат нахождения его захоронения нет.
Топоркова
похоронили тоже на территории, но только
у северного придела. Поэтому, когда мне отец Виктор, руководивший
восстановлением храма, сообщил мне, что у северного придела он наткнулся на
склеп священника, то именно я определил, чей это склеп. До этого ни кто не знал
чьё это захоронение.
По захоронению отца Александра сегодня ездят
машины, ходят люди. Я уже несколько лет пытаюсь добиться от всех служителей
храма того, что бы останки самого заслуженного священника перенесли к ограде,
рядом с матушкой отца Виктора, в крайнем случае, обозначили это место,
запретили ездить по могиле на автомашинах, а на фасаде храма поместили мраморную
памятную доску.
В
2016-м году весной я встречался одновременно с отцом Виктором и нынешним
настоятелем - отцом Константином,
которые меня заверили, что они примут меры для восстановления справедливости и
воздадут по заслугам отцу Александру, но воз и ныне там.
Стрелка указывает на место нахождения склепа.
Поэтому в это воскресение мне слово не дали,
так как не хотели услышать то, что меня тревожит по данной теме, а главное
испугались, что я оглашу прихожанам, как относятся священнослужители к захоронению своего самого заслуженного коллеги, тем самым поставлю в неловкое положение всех
докладчиков, а главное самого священника.
Я не издал своей брошюры по этой теме, но у меня
есть статья в журнале «Уральский следопыт» №1 за 2015-й год, в трёх номерах
«Городских вестей» я изложил материалы по этой теме, помещал их на своём прежнем сайте turizmfoto.ru, сделал два
доклада краеведам Первоуральска и
Новоуральска.
Служители храма категорически не желают заниматься
этим вопросом. Но я отступать не думаю.
"Протоколы"... Чиновничий бред и казенщина уже настолько все захватили, что с верхов все больше вживаются в обычную нормальную жизнь людей. Вот какие могут быть протоколы на таких, казалось бы, теплых и человечных мероприятиях? Что до исторических неточностей... Похоже, сегодня все меньше становится дотошных специалистов. Как будто их первостепенная задача - написать себе гладкую речь для "галочки" и не более того. Но вот про склеп я все же поражена.
ОтветитьУдалитьВ мае этого года я снова встречался с отцом Виктором. Сказал, что я нашёл им спонсора, которые оплатят перезахоронение, и дадут бригаду. Разговор шёл у него дома. Он попросил меня подождать до годовщины расстрела царской семьи, а потом мне позвонит. На этом опять всё кончилось. Как говорят французы "Им на фиг всё это надо"
ОтветитьУдалитьДома, машины бабки. В другой церкви я присутствовал на отпевании своего приятеля. Отпевающий за всё десятиминутное отпевание ни разу не осенил себя крестом, а недавно отпевали другого моего приятеля, отпевал уже другой священник. Добросовестно отслужил молебен на протяжении 20-ти с лишним минут, постоянно крестился. А может не все они верующие?