среда, 12 декабря 2018 г.

И снова Храм Петра и Павла


                                                      И снова Храм Петра и Павла.

                           Новый храм Петра и Павла.

09.12.2018  в храме Петра и Павла собрались прихожане, что бы отметить 270 лет начала постройки первой Петропавловской церкви в Шайтанке. Перед собравшимися выступила руководитель первоуральских краеведов Н.М. Дёмина.  Выступили три автора брошюр про историю храма. Мне, не смотря на мою просьбу, слово не дали, ссылаясь на отсутствие меня в  протоколе.

Рассказывали об истории храма, о священнике А.А. Топоркове.
Собравшиеся, а это в основном были женщины, не заметили многие неточности и недоговорки в сообщениях  выступающих. Да, и откуда им было знать, не изучающим историю города.


 Так они не заметили, что Н.М. Дёмина сообщила, что первая деревянная церковь была построена на месте новой. А.А. Топорков в своей книге чётко написал, что новая церковь была построена в 125-ти саженях на север от сгоревшей, а это, если быть точным, в 265-ти метрах. Располагалась она на углу у площади Старотрубного завода. После того, как она сгорела, на этом месте по православному обычаю был поставлен памятный знак. Потом его снесли.
Вспоминая отца Александра, не сказали по незнанию о том, что он был потомственным священником. Его Отец, тоже Александр участвовал в освящении Знаменского храма в Верхнем Тагиле в 1861-м году. Эти сведения я нашёл в краеведческом  отделе библиотеки Белинского.

  Отец Александр Топорков)
 Собравшимся сообщили, что А.А. Топорков окончил Пермскую духовную семинарию в 1875 году и сразу был назначен настоятелем нашей церкви. Так написала  в предисловии к книге Топоркова А.А. зав отделом ГАСО О. Бухаркина. В Белинке я нашёл книгу со всеми выпускниками  Пермской семинарии, где сказано, что Топорков А.А. окончил семинарию в 1870-м году в возрасте 23 года.  
После окончания семинарии А.Топорков преподавал в Верхнем Тагиле, и только через пять был направлен в Шайтанку, где и стал настоятелем церкви Петра и Павла.
 В Шайтанке кроме преподавания в церковно-приходской школе,  был законоучителем в Шайтанском женском училище, работал в Екатеринбургском отделе императорского православного Палестинского общества, был членом церковного братства Симеона Верхотурского, сотрудничал в губернском статистическом комитете, был членом Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ), членами которого были известные учёные Ферсман, Пржевальский.
 Не упомянули о его наградах. За услуги по духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества А.А. Топорков в 1895-м году был удостоен Святейшим Синодом  награждения фиолетовой камилавкой. Были у него и другие награды: Наперсный крест, орден Святой Анны третьей степени. Если учесть, что по церковным правилам существует последовательность в награждениях по возрастающей. То наверняка были у него и другие награды как-то набедренник, скуфья.
 В своей книге «О Васильевско – Шайтанском заводе отец Александр указал всех священников служивших в храме, начиная с 1752-го года по 1911-й, то есть до своей кончины. Пользуясь материалами Областного архива и краеведческого отдела библиотеки Белинского, я отыскал всех священников до  1930-го года. В результате я составил таблицу служения всех священников церкви Петра и Павла с 1752-го по 1930-й год, на что ушло у меня довольно много времени. Все материалы я передал служителям храма Петра и Павла.
 В книге А.Топоркова «О Васильево – Шайтанском заводе написано, что на территории храма,  у южного предела,  похоронен священник Иоанн (Ефимов). Отец Иоанн прослужил в храме с 1830-го по 1861-й год. Награждён набедренником. Более точных координат нахождения его захоронения нет.
Топоркова похоронили  тоже на территории, но только у северного придела. Поэтому, когда мне отец Виктор, руководивший восстановлением храма, сообщил мне, что у северного придела он наткнулся на склеп священника, то именно я определил, чей это склеп. До этого ни кто не знал чьё это захоронение.
 По захоронению отца Александра сегодня ездят машины, ходят люди. Я уже несколько лет пытаюсь добиться от всех служителей храма того, что бы останки самого заслуженного священника перенесли к ограде, рядом с матушкой отца Виктора, в крайнем случае, обозначили это место, запретили ездить по могиле на автомашинах, а на фасаде храма поместили мраморную памятную доску.
В 2016-м году весной я встречался одновременно с отцом Виктором и нынешним настоятелем  - отцом Константином, которые меня заверили, что они примут меры для восстановления справедливости и воздадут по заслугам отцу Александру, но воз и ныне там.
      Стрелка указывает на место нахождения склепа.
 Поэтому в это воскресение мне слово не дали, так как не хотели услышать то, что меня тревожит по данной теме, а главное испугались, что я оглашу прихожанам, как относятся священнослужители к захоронению своего самого заслуженного коллеги, тем самым поставлю в неловкое положение всех докладчиков, а главное самого священника.
 Я не издал своей брошюры по этой теме, но у меня есть статья в журнале «Уральский следопыт» №1 за 2015-й год, в трёх номерах «Городских вестей» я изложил материалы по этой теме,  помещал их на своём прежнем сайте turizmfoto.ru, сделал два доклада  краеведам Первоуральска и Новоуральска.

 Служители храма категорически не желают заниматься этим вопросом. Но я отступать не думаю. 

2 комментария:

  1. "Протоколы"... Чиновничий бред и казенщина уже настолько все захватили, что с верхов все больше вживаются в обычную нормальную жизнь людей. Вот какие могут быть протоколы на таких, казалось бы, теплых и человечных мероприятиях? Что до исторических неточностей... Похоже, сегодня все меньше становится дотошных специалистов. Как будто их первостепенная задача - написать себе гладкую речь для "галочки" и не более того. Но вот про склеп я все же поражена.

    ОтветитьУдалить
  2. В мае этого года я снова встречался с отцом Виктором. Сказал, что я нашёл им спонсора, которые оплатят перезахоронение, и дадут бригаду. Разговор шёл у него дома. Он попросил меня подождать до годовщины расстрела царской семьи, а потом мне позвонит. На этом опять всё кончилось. Как говорят французы "Им на фиг всё это надо"
    Дома, машины бабки. В другой церкви я присутствовал на отпевании своего приятеля. Отпевающий за всё десятиминутное отпевание ни разу не осенил себя крестом, а недавно отпевали другого моего приятеля, отпевал уже другой священник. Добросовестно отслужил молебен на протяжении 20-ти с лишним минут, постоянно крестился. А может не все они верующие?

    ОтветитьУдалить