воскресенье, 4 июня 2017 г.

                                              Царский мост.


                                                         Царский мост.
Есть в нашем районе такой мост, который с лёгкой руки краеведа Трусова назвали Царским. И не без основания.


По этому мосту в своё время проезжали многие знаменитости и царственные  особы.  Так здесь были, посетивший  в 1829-м Урал А. Гумбольдт, в 1899-м - Д.И. Менделеев. Проезжал по нему в 1837-м году Великий Князь Александр Николаевич (в будущем – Александр II), в 1845-м  герцог Лейхтенбергский, который был женат на дочери Николая  I, а потому носил титул Императорского Высочества. Кстати, это по его указанию был поставлен памятник на границе Европа – Азия. Да мало ли великих и знаменитых людей проезжало по этому мосту, который был построен где-то в 18-м веке неизвестно кем.
А построен он на речке Расковалихе, что впадает в реку  Черемша, которая в свою очередь впадает в Чусовую.
 Почему речка так называется, Вам теперь уже не скажет никто, но есть несколько гипотез. По одной из них у какого-то купца в этом месте расковалась лошадь и не смогла подняться в гору, пришлось её подковывать в стоящей рядом кузнице. По другой,  в этой кузнице, расковывали каторжан, которых гнали в Сибирь на каторгу. Им всё равно было уже не убежать обратно в центральную Россию. Обратный путь надёжно охраняли дремучие леса и дикие звери. Дорога до Екатеринбурга от Мосвы и по сей день зовётся Московским трактом, а от  Екатеринбурга дальше на восток – Сибирским трактом.
                                                         Виден новый мост.
Есть и другие предположения. Версия, что речка названа в честь проживавшего  здесь некого Расковалова, думаю, почвы под собой не имеет, так как в 18-м веке у простых людей фамилий ещё не было.
  Место это низинное, а посему топкое, в непогоду труднопроходимое даже для лошадей.
 Мост построили добротный, арочный с усиленными металлическими шинами. Нынче по нему ездят мало, в основном тракторы, что бы не портить покрытие новой, проходящей рядом асфальтированной дороги. Нагрузка от них, понятно, не малая.
Прослужив не одну сотню лет, мост стал разрушаться, способствуют этому процессу и паводковые воды. Если мост сейчас не подправить, он скоро развалится, а ведь  это наша история.
                                                               Разрушение моста.
 Его  можно было бы включить в один из посещаемых объектов во время экскурсий планируемых вдоль реки Чусовой. Но нет у нас в городе службы, которая наблюдала за подобными объектами и занималась бы поддержанием их в соответствующем состоянии.
Я боюсь, что найдутся деловые люди и разберут плетняк, из которого построен мост, для нужд собственных хозяйств. О таких помыслах я уже слышал.

  Горечавка лёгочная, растущая в районе моста. Её крупные колокольчики теперь редко можно встретить. Я в нашем районе знаю только два места, где она встречается.

 Самым разумным было бы возвести данный мост в категорию Исторического Памятника  с установкой мемориальной таблицы рядом, произвести его ремонт, пока на восстановление не требуется больших затрат.