воскресенье, 8 декабря 2019 г.

"Красный сокол" планерной станции.



Данная статья подготовлена Первоуральским краеведом Долгих Ольгой Алексеевной.

                                                "Красный сокол" планерной станции.


   В истории довоенного Первоуральска есть один очень малоизученный факт, когда в городе, а точнее в поселке Динас работала планерная станция. На начало 30-х годов приходится массовое увлечение спортом и физической подготовкой, особенно среди комсомольцев. 


В 1934 году молодежь Первоуральска снесла деревянную часовню на горе Кирика и Иулитты, соорудив вместо нее парашютную вышку, с которой допризывники совершали тренировочные прыжки с парашютом. С тех пор гора называется «парашютной». C вершины этой горы и производили запуск планера. Итак, что же такое планёр и планеризм?
Планёрный спорт (планеризм) — вид спорта, в котором пилоты летают без использования тяги на специализированных летательных аппаратах, называемых планёрами. Эти летательные аппараты не имеют ни кабины летчика, ни шасси. На некоторых планерах летчик лежал на платформе, на других - висел на руках и управлял полетом движениями своего тела. Планёрный спорт как вид спорта появился только после Первой мировой войны как следствие Версальского мирного договора, который накладывал серьёзные ограничения на изготовление и использование одноместных моторных самолётов в Германии. В России первые кружки планеристов были созданы в начале XX века в Москве, Тбилиси, Киеве, Петербурге и в Крыму. Развитие планеризма в СССР связано с ОСОАВИАХИМом (с 1951 г. — ДОСААФ). Его расцвет пришёлся на 1920—1930-е годы, когда начался настоящий бум планёрных школ. К 1933 году в СССР насчитывалось 500 планерных кружков. Стали организовываться планерные станции. На этих станциях планеристы получали теоретическую подготовку, строили планеры, учились летать. Планерным спортом увлекались такие выдающиеся ученые и конструкторы авиационной и комической техники, как О.К. Антонов, С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, А.Н. Туполев, С.П. Королев, В.Ф. Болховитинов, и др. Общеизвестно, что обладающие самой отточенной техникой пилотирования, тоньше всего чувствующие машины, самые инициативные и умелые пилоты - бывшие планеристы.
    30 апреля 1933 года президиумом Уральского областного совета ОСОАВИАХИМа принято решение об открытии в Уральской области сразу четырёх аэроклубов: Свердловского, Пермского, Нижнетагильского и Надеждинского (Серовского). Однако этого оказалось недостаточно: популярность аэроклубов была столь высока, что через год было решено открыть в области дополнительно 10 планерных станций, 15 кружков и секций авиамоделизма и одну авиамодельную лабораторию.
    Занимаясь изучением истории комсомольской организации Первоуральского динасового завода, я нашла воспоминание одного из старожилов поселка Александра Винокурова, который писал: «С сентября 1935 года в бараке за заводом начал работать кружок планеристов под руководством комсомольца, инструктора планерного спорта Александра Петровича Силантьева, кумира поселковой молодежи. Ребята изучали устройства планера, немного теорию полетов, а главное – летали. Это было за станцией Подволошной на поле и на горе, где сейчас находится стадион НТЗ. Один из комсомольцев завода Владимир Благинин, как лучший планерист, был направлен на курсы инструкторов-планеристов. А инструктор, Александр Петрович Силантьев, ушел в 1939 году в ряды Красной Армии. С первых дней войны отважный летчик находился на фронте и уже осенью 1941 года получи звание Героя Советского Союза».
    Дополним эти воспоминания автобиографическими сведениями о прославленном летчике, маршале авиации, заместителе Главнокомандующего ВВС, Председателе советского комитета ветеранов войны, Силантьеве Александре Петровиче.
    Родился Александр 23 августа 1918 года в поселке Шарташ. После окончания семилетки Александр пошел в ФЗУ при заводе "Металлист"(ныне завод им. Свердлова), а затем стал работать на заводе "Металлист" слесарем-сборщиком и одновременно учился в планерной школе. Директором планерной школы был Широнов Сергей Иванович, а инструктором - наставником Сизинов. Вот что Александр Петрович впоследствии написал в своих воспоминаниях о том периоде: «Авиация была модой тридцатых годов, а летчики для нас, мальчишек, — кумирами. Я тоже благоговел перед людьми такой романтической профессии, но даже и в мыслях не допускал, что когда-нибудь сам буду летать. Все решил случай. В конце лета тридцать четвертого года в нашем сборочном цехе появился летчик с тремя рубиновыми квадратиками в петлицах. Это был представитель аэроклуба, и пришел он агитировать ребят записываться в планерную школу. Желающих оказалось немало. Записался и я, но скорее не из-за большого желания стать профессиональным авиатором, а потому, что все записывались. Потом многие отсеялись, а я остался. Без отрыва от производства закончил школу, стал инструктором-планеристом Первоуральской планерной станции. Профессия авиатора увлекла меня. Одновременно осваивал самолет. Но теперь меня стала привлекать военная авиация, где, как мы тогда говорили, можно полетать на настоящих самолетах. В тридцать восьмом году поступил в школу пилотов, а потом был переведен в летное училище и, закончив его в сороковом году, направлен для прохождения службы в Западный особый военный округ. Там и застала меня война».
Первый воздушный бой молодой летчик принял под Минском. Сбив немецкий «Юнкерс», сам был подбит, но остался жив, и за полтора месяца войны  совершил около 50 боевых вылетов. После получения новых истребителей "ЛаГГ-3" 160-й Истребительно-авиационный полк вернулся на фронт, но уже под Ленинград.
12 сентября 1941 года Александр Петрович Силантьев сопровождал в группе транспортный самолет «Дуглас», на котором летел командующий Ленинградским фронтом Георгий Константинович Жуков. Заметив четыре немецких Ме-109 ("мессершмитов»), готовящихся к атаке, А.П. Силантьев вступил с ними в бой. С первой же атаки он сбил один немецкий истребитель и отогнал остальных. Г.К. Жуков благополучно приземлился на Комендантском аэродроме в Ленинграде.
   Многие боевые дела старшего лейтенанта А. П. Силантьева зафиксированы в оперативных документах. В одном из них говорилось, что в последние дни октября 1941 года в районе Ситомля — Тихвин он сбил два бомбардировщика «Юнкерс-88». В другом отмечалось: «Звено во главе с Силантьевым в течение недели уничтожило 8 зенитных установок и 18 автомашин». Боевые вылеты приносили не только радость побед, но и горечь потерь. В ноябре погиб командир эскадрильи капитан Новиков. Командир полка вызвал Силантьева и приказал принять эскадрилью. Фронтовая обстановка в те дни еще более осложнилась: противник овладел Тихвином и подошел к городу Волхову, перерезав единственную железную дорогу, по которой к перевалочной базе на Ладожском озере подвозилось продовольствие для осажденного города. Но уже в середине ноября 1941 г. наши войска освободили Тихвин от фашистов. В сражении за Тихвин особенно ожесточенные бои развернулись за железнодорожный вокзал. Почти в сплошном тумане сражались в небе наши летчики, трудно было найти и поразить цель, но ослабить огонь противника, отвлечь его на себя можно. Около часа группа самолетов под командованием А.П. Силантьева находилась над целью, наши самолеты совершили по шесть заходов: штурмовали, стреляли, гудели... Воздействие производили скорее психологическое. Гитлеровцы прятались, огонь ослабевал. А это и нужно было нашей пехоте. Именно в один из таких моментов бойцы поднялись в атаку и овладели вокзалом. Все это произошло на глазах у генерала Мерецкова, командовавшего нашими войсками в боях за Тихвин, и он высоко оценил действия летчиков. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1941 года старшему лейтенанту Силантьеву Александру Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».  К этому времени Александр совершил 203 боевых вылета, провел 23 воздушных боев, сбил 7 вражеских самолетов и 1 аэростат. Кроме этого совершил 12 вылетов на разведку противника, доставив командованию целый ряд ценных сведений. Уже в послевоенное время Александру Петровичу Силантьеву в числе восьми воинов, отличившихся в боях за освобождение Тихвина, было присвоено звание почетного гражданина города.
 В «Комсомольской правде» от 15 апреля 1942 года на первой странице был помещен портрет Александра Силантьева и рассказ об очередном подвиге отважного летчика. Это был третий случай, когда сбили его самолет. От прямых попаданий вражеских снарядов и пуль были разбиты бронеспинка, приборная доска, маслобак. Сам летчик был ранен в ноги. Самолет упал на лес. При ударе о деревья отлетели хвост, мотор, плоскости. Кабина перевернулась несколько раз, но, к счастью, встала «торчком». Александр быстро отстегнулся и, еще не чувствуя боли в раненых ногах, отбежал от пропаханной в снегу самолетом борозды. «Мессеры», пикируя, продолжали добивать беззащитный ЛаГГ. Но как ни старались, а поджечь его не смогли.
С капота мотора Силантьев отвинтил две стальные пластины и смастерил себе лыжи. Двигаться решил в сторону известного аэродрома ночных бомбардировщиков, до него было километров пятнадцать. Передвигался с большим трудом. Снег — по грудь, мороз — градусов в тридцать. Да еще быстро темнело. Очень боялся сесть, хотя от усталости и боли буквально валился с ног. Когда уже не мог сделать и шага, то пристегивался широким ремнем к дереву и, обняв его, в таком положении дремал несколько минут... До аэродрома добрался через тридцать шесть часов.
   С января 1943 года до конца войны А.П. Силантьев был инструктором-лётчиком- штурманом Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС РККА, почти постоянно находился в командировках в действующей армии на Воронежском, Юго-Западном, Карельском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. К концу войны совершил 365 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, в которых сбил лично 8 самолётов противника. Ещё 16 самолётов сжёг на земле при штурмовках вражеских аэродромов.
После войны окончил Военно-воздушную академию, Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. Командовал авиационными частями, служил в Главном штабе ВВС и в Генеральном штабе. С октября 1969 года — начальник Главного штаба — первый заместитель Главнокомандующего ВВС. Воинское звание Маршал авиации присвоено 19 февраля 1976 года. С июня 1978 года — заместитель Главнокомандующего ВВС.
С 1980 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С мая 1992 года — в отставке. Жил в Москве. Народный депутат СССР (1989-1991). С 1988 по 1992 годы был председателем Советского Комитета ветеранов войны. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2-мя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, 2-мя Орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями, в том числе: "За отвагу" (01.04.1942), "За оборону Ленинграда" (1943 г.); иностранными наградами.
Умер в марте 1996 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
В настоящее время в одном из залов областного краеведческого музея г. Екатеринбурга хранится военный китель и личные вещи Александра Петровича Силантьева. Наш город не претендует на то, чтобы добавить к списку Героев Советского Союза фамилию этого отважного летчика, но мы должны сохранить в истории города эту страничку, когда 2 года, с 1935 по 1937 гг., он возглавлял Первоуральскую планерную станцию и учил мальчишек летать.




О. Долгих.

Декабрь 2019г.

5 комментариев:

  1. Да, интересная судьба. Были и планерные школы и ещё много чего было. И люди там занимались. Сейчас же больше пишут о том, что всё (заводы, города) построены и стоят исключительно на костях репрессированных, а народ благоденствовал исключительно при батюшке-царе. Не так-то просто было преодолеть вековую отсталость России.
    Понравилось предпоследнее фото, хотя и первое очень хорошее, но в первом случае Силантьев ещё молод. А предпоследнее показывает, что и в зрелом возрасте он остался молод душой и не растерял энергии.

    ОтветитьУдалить
  2. Силантьев энтузиаст и герой, на таких страна выдюжила в войну.

    ОтветитьУдалить
  3. Замечательно, когда есть такие земляки. И лицо у этого человека необыкновенно светлое - не часто теперь встретишь людей с такими лицами.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте я потомок Дворян Дертевых! Ранее Вы писали про родню жены. Хочу с Вами связаться. 89151850518 Платонов Антон.

    ОтветитьУдалить